ПО ОБЕ СТОРОНЫ ПРИЛАВКА
ПО ОБЕ СТОРОНЫ ПРИЛАВКА
С кем мы общаемся каждый день, иногда по нескольку раз, даже если это не доставляет нам особого удовольствия? Нет, не надо перебирать в уме своих родственников, соседей, коллег и начальников-самодуров. Общаемся мы, конечно же... с продавцами. Это уникальная категория людей, которая сегодня, когда  тех, кто что-то продает, стало в три раза больше тех, кто покупает, превратилась в главную движущую силу рынка. И чтобы покупатели не переметнулись к конкурентам, наши доблестные продавцы прибегают к любым ухищрениям. 
Вы обращали внимание, как наши продавцы отвечают на вопрос, начинающийся обычно: "А у вас есть....?" Никто сразу не говорит "Нет", даже если об этом товаре продавец никогда не слышал. Они отвечают уже заученной фразой "Этого нет, но у нас есть...." И далее следует или что-то близкое к тому, что вы попросили, или вообще из другой оперы. "У вас есть гель для душа?" - спрашиваю. "Нет, но есть шампунь" - с невозмутимым видом отвечает девушка, обводя руками полки. Непонятно только одно: зачем было спрашивать про гель, если мне нужен был шампунь? С другой стороны, может быть, мы просто не знаем, чего хотим  - такое тоже случается в жизни - и доблестные работники торговли направляют нас на путь истинный. Как-то захотелось послушать что-то ностальгическое. Подхожу к стенду, где продают аудиокассеты. Спрашиваю: "У вас "Абба" есть?" С выражением тяжелейшего напряжения на лице вперемежку с удивлением продавец молча стоит минуты две и потом на полном серьезе выдает потрясающую фразу: "Нет, "Аббы" нет... Но есть "Бони Эм". Мне сразу представилась картина: намыливаюсь шампунем, включаю "Бони Эм" и осознаю, наконец, что на жизнь нужно смотреть с разных ракурсов.

Вообще многие продавцы считают, что вы либо страдаете полной амнезией, либо у вас что-то со зрением. Пройти мимо лавок с продуктами, чтобы никто тебя не окликнул, практически невозможно. Всем кажется, что вы несколько раз на дню забываете купить зелень, картошку или фрукты. И не дай бог вам купить что-то у одного продавца из этой шеренги прилавков, а назавтра - у другого! Плохо скрываемая обида еще долго будет преследовать вас, а оскорбленный продавец - испепелять вас презрительным взглядом.  Встречаются и клинические случаи. У нас на остановке стоит вполне нормальный с виду мужчина, который продает зелень. Он держит пучок в руках и сует его под нос всем прохожим. Казалось бы, ничего примечательного, только каждый раз, если покупатель проходит мимо, человек впадает в такую ярость, как будто у него отняли надежду на будущее. Он кричит, грозит кулаком и сыплет проклятиями, а один раз чуть не запустил зеленью в какого-то прохожего, который отказался купить у него этот злосчастный пучок. Всю эту картину видят те, кто идет следом, и, поравнявшись с этим "Зевсом-громовержцем", просто шарахаются от него в сторону, повергая его в еще большее исступление. 

Без учета таких экстремальных работников рынка выделим несколько категорий наших продавцов. Первая категория - весьма прилипчивые товарищи. Они довольно серьезно подходят к своим обязанностям, но часто просто перегибают палку, пытаясь заполучить вас в качестве постоянных покупателей, особенно если вы имели неосторожность перекинуться с ними парой фраз. Несколько раз я покупала гранаты у одной женщины, которая торговала недалеко от моего дома. Мы уже здоровались, как старые знакомые, она мне улыбалась, но очень ревностно каждый раз провожала меня взглядом, если я не останавливалась что-то у нее купить. Никогда не думала, что продавцы так внимательны не только к своим покупателям, но и к их... окружению. Приходят как-то ко мне друзья и ставят на стол сетку с гранатами: "Вот, сказали, что ты это любишь". На мои расспросы мне было поведано, что сия дама, узнав их,  остановила на пути к моему дому и полунасильственным образом заставила купить для меня "любимые гранаты". Стоит ли говорить о том, что после этого я стала обходить ее прилавок стороной.

Вторая категория - это люди, которые не столько что-то продают, сколько предаются лени и апатии. Им совершенно все равно, купите ли вы у них что-нибудь или пройдет мимо. Даже если вы останавливаетесь у них произвести покупки, они или флегматично отвешивают вам нужный товар, или просто откровенно сдерживают зевоту, мечтая, видимо, побыстрее от вас избавиться. Эта категория особенно многочисленна в магазинах. Заработок людей уличной торговли напрямую зависит от количества тех, кто задерживается у их товаров, поэтому позволять себе столь, мягко говоря, индифферентное поведение эти люди просто не могут.

И, наконец, третья категория -  веселые, приветливые и в чем-то бесшабашные люди. Похоже, все происходящее у прилавка их просто развлекает. Они никогда не зададут вам вопроса: "Сколько вешать в граммах?" Весы у них вечно зашкаливают, ибо, разговаривая с вами, они часто перевешивают все, что только возможно перевесить. Если вы поддерживаете их стиль общения, со временем они начинают позволять себе по-доброму подшучивать над вами или интересоваться, зачем вам, к примеру, понадобился лавровый лист и почему вы в прошлый раз купили это, а сегодня - это. Если все это не переходит определенных границ и не превращается в панибратство, то можно, отравляясь в магазин, перекинуться с ними парой шуток и поднять себе настроение.

А вообще надо признать, что быть продавцом, особенно при сегодняшней конкуренции, невероятно сложно. И нервы нужны не только нам, покупателям, но и тем, кто стоит за прилавками. Некоторые покупают хлеб, как будто выбирают мебель - ощущение, что батон приобретается ими на всю жизнь. Продавцам приходится по сто раз идти к хлебным полкам и приносить все новые и новые батоны, пока, наконец, хоть что-то не устроит привередливого покупателя. Некоторые покупатели с чувством юмора тоже могут ввести бедных продавцов в заблуждение. "Сколько стоят эти измученные огурцы и попавшие под трамвай помидоры?" - по-залихватски спрашивает  мужчина, явно способный выложить за эти огурцы цену, по которой продаются ананасы. Окончательно растерявшись, бедная продавщица начинает на автоматизме расхваливать ему свои овощи, хотя с первых же слов было понятно, что он их у нее купит.

Одним словом, как сказал во время своего выступления в Ереване Семен Альтов: "Все мы, в принципе, находимся в одной большой ЗДЦ" (надеюсь, аббревиатуру расшифровывать не надо). А раз так, то и прилавки, разделяющие нас - это какая-то условная грань. Просто надо постараться, чтобы эта грань никогда не превращалась бы в баррикады.

Прилавок
Яндекс.Метрика
Использование  материалов с данного сайта допустимо только с разрешения автора.
Дизайн и верстка сайта - А. Казарян
Copyright© 2006-2012 Your Website  Inc. All Rights Reserved.
0
Нравится