КАРЕН ДЖАНГИРОВ
КАРЕН ДЖАНГИРОВ:
ЧЕТЫРЕ ЧЕТВЕРТИ ПУТИ



Карен Джангиров актер театра и кино, лауреат 8 Всесоюзного кинофестиваля премия За лучшую мужскую роль (Кишинев, 1975 г.), лауреат Фестиваля болгарской пьесы в Софии премия За лучшую мужскую роль (1989 г.); лауреат премии Фантастический актер Всероссийского Фонда им. Станиславского и Вахтангова (1993 г.); лауреат премии Артавазд (2004 г.). Снялся в около 30 фильмах: "Хаос", "Человек из Олимпа", "Возвращение", "Жрица", "Рождение", "Пустыня" и др.



- Ну что ж, мой дядя "самых честных правил", ты практически "вырос" на моих глазах, и уже совсем скоро - твой юбилей. Чему научила жизнь за 60 лет?
- Я стал более терпим к людям, гораздо более терпим.

- Может, ты просто устал?
- Нет, от жизни уставать нельзя - от любой жизни, даже от самой тяжелой. Потому что жизнь - это всегда надежда, и даже если сейчас кажется, что впереди - пустота, всегда есть шанс, что все изменится. Да и что такое 60 лет? Для меня это всего лишь число - и ничего более, к тому же я терпеть не могу юбилеи.

- А в каком возрасте ты чувствовал себя наиболее комфортно?
- В любом, потому что "у природы нет плохой погоды". Сейчас совершенно другие радости, точки соприкосновения с миром и с людьми. Настроение прекрасное, очень много планов, которые, к сожалению, не связанны с моими возможностями, так как мне приходится зависеть от других.

- Имеются в виду творческие планы?
- Исключительно творческие, потому что жизненную программу я уже выполнил: дом построил, сына родил, дерево посадил.

- Про дерево я что-то не в курсе...
- Не сомневайся, посадил! Сейчас для меня важна работа: я востребован, получаю удовлетворения от того, что я делаю. Точнее будет сказать, от того, что я делаю сам для себя, даже работая с другими. Я понял одну вещь, это как в песне "Чтобы тебя не теряли, постарайся себя не терять". Я себя никогда не теряю, даже когда ухожу в "пике" - такое тоже бывает.

- Общество такие "пике" обычно не прощает.
- Пусть меня общество простит, но я абсолютно равнодушен к общественному мнению. Главное, что мне не бывает стыдно перед самим собой, потому что крупных гадостей, способных сломать кому-то жизнь, я никогда не делал. И даже если был виноват, то всегда могу признать свою ошибку и попросить прощения.

- Это ты делаешь искренне или потому, что так надо?
- Искренне, так как если понимаешь, что ты нарушил ход чьей-то жизни, лишил человека его жизненного комфорта, то за это надо извиняться. Но еще раз повторюсь: по-крупному я еще никому не навредил.

- Значит, для тебя страшнее быть непонятым как артист, чем быть непонятым как человек?
- Быть понятым как человек - это катастрофа. Получается, что ты уже на ладони, все про тебя все знают и ты никому не интересен. Пусть меня воспринимают таким, каков я есть, со всеми своими слабостями и сильными сторонами.

- Сколько в тебя пластов?
- Любой человек имеет массу пластов, и я - не исключение.

- Давай их все перелопатим.
- А я сам не знаю, сколько их! Бывает так, что я своими поступками удивляю даже себя - и в хорошем, и в плохом плане, хотя я считаю, что плохой пласт - это тоже пласт как часть меня, и часть неотделимая. Мне очень повезло в жизни, потому что я всегда общался с людьми, перед которыми не надо было себя "ломать" или подстраиваться. Даже, несмотря на то, что из-за этого я потерял многих людей из своего окружения, я остался самим собой.

- Чему еще тебя научила жизнь, кроме терпимости?
- Любви, большой любви! Я не о любви мужчине к женщине - я о любви в целом, о любви к жизни и к каждой минуте, которая нам дана. У меня есть ритуал: когда я просыпаюсь, то стараюсь полчаса посидеть, промолчать, выпить свои несколько чашек кофе, покурить и настроиться на предстоящий день. И когда я прихожу в нужное душевное состояние, то всегда выхожу из дома в отличном настроении и даже пою. Сегодня, например, я пел Окуджаву.

- Я знаю, что ты ежедневно преодолеваешь пешком огромные расстояния и что марш-бросок из Черемушек до театра Сундукяна для тебя - привычный маршрут.
- Так и есть. Кстати, я учу все свои роли, именно когда хожу пешком, и многие знакомые часто задают вопросы моей жене: что это с Кареном творится - он идет и разговаривает сам с собой.

- Какие геометрические фигуры тебе более близки: обтекаемые или с острыми углами?
- Наверное, квадрат, потому что квадрат - это единственная фигура, которая дает четыре четких положения. Вот круг, например, - это фигура беспринципных людей. Прямоугольник тоже нет: выгодно тебе поставить - поставишь длинной стороной, а нет - поставишь короткой. Для меня ближе квадрат: встал на одну грань и стой на ней. Когда квадрат становится на свою грань, он дает тебе фундамент, на котором ты можешь жить и работать. В формате нашей жизни все, в сущности, одинакового размера.

- Где это ты видишь в жизни одинаковые размеры?
- Да везде, мы же запрограммированы на некие ровные отрезки. Возьмем 60 лет: это 3 двадцатилетия - юность, зрелость, старость, а если взять 80, там приплюснется еще и маразм. В творчестве то же самое: в юности - одни роли, в зрелости - другие, и если ты можешь создать в конце каждого этапа переходную роль для себя, то это - твое главное достижение. У меня тоже все разделено на относительно четкие этапы, вот посмотри: 1979 год - "Вильгельм Телль";. 1987 год - "Автобус"; 1993 - "Король умирает", 2004 -Фирс из "Вишневого сада". Сейчас у меня роли не судьбоносные, но я чувствую, что маховик раскручивается, и очень скоро я сыграю еще одну значимую роль. Даже пребывая в видимом бездействии или в депрессиях, я ведь накапливаю эмоциональный потенциал. Вдруг неожиданно находится настроение какой-то фразы - самой простой! - и я обязательно откладываю ее в свою копилку. Главное, чтобы нашлось, где это использовать, потому что нет качественного материала для актера. Я бы сам занялся режиссурой, но, боюсь, ничего не получится, потому что в работе я - деспот. К сожалению, наши армянские режиссеры обычно подстраиваются под возможности артистов и не требуют от них большего, а я бы требовал!

- А когда того же требуют от тебя?
- Если бы от меня этого требовали, я был бы самым счастливым человеком! Когда мы проводим работу за столом над ролью, я буквально доканываю режиссера, проясняя каждую мелочь. А когда режиссер говорит: "Ну, сделай что-нибудь..."...

- ... ты и делаешь что-нибудь?
- Нет! Я хочу делать именно то, что я не умею, а не то, что проходил сотни раз. У нас в театре поговаривают, что когда главный режиссер распределяет роли, то самую не выигрышную он дает мне, потому что я все равно ее вытяну. Очень многое в моей профессии мне дается легко, и редко бывает когда я что-то "не тяну". Я уже об этом рассказывал: когда мы ставили "Автобус", образ Виртуоза у меня никак не получался. Уже сдаем спектакль, все вжились в свои роли, а я не могу поймать этот образ. И тут помог случай: то ли портной сшил узкий сюртук, то ли я поправился от переживаний, но когда я его надел, то мне пришлось неестественно вытянуться, так как сюртук оказался слишком мал. Я вытянулся, у меня тут же округлились глаза, изменился голос - и все! В результате я сыграл одну из лучших ролей в своей жизни.

- Это лишний раз подтверждает, что для того чтобы родилось нечто стоящее, всегда нужен дискомфорт.
- Обязательно! Я ищу в каждой своей роли конфликт, так как позволить себе серость на сцене я не могу.

- Какой тип женщин тебя изначально не интересует?
- Спроси чего-нибудь полегче... Для меня важно, чтобы с женщиной было о чем поговорить, причем необязательно о возвышенных материях. Я ведь очень многое черпаю в беседах, поэтому, видимо, я настолько люблю застолья с друзьями.

- С каким предметом мебели ты себя ассоциируешь?
- Однозначно - диван! Диван - это величайшее изобретение человечества, особенно если рядом стоит журнальный столик, на котором есть пачка сигарет и чашка кофе, а ты лежишь и бездумно переключаешь каналы телевизора, думая о чем-то своем.

- Какую профессию ты никогда бы для себя не выбрал?
- Насчет профессии не знаю, но я бы не мог стать руководителем, потому что у меня абсолютно нет к этому тяги. Из меня никогда не получился бы кто-то "главный" - главный режиссер, главный инженер.

- Расскажи о своих маленьких радостях жизни.
- У меня нет маленьких радостей - они самые что ни на есть крупные: мои дети, мои внуки, моя семья. Каждый возраст имеет свою прелесть: вот сейчас я дед, абсолютно не пользующий авторитетом у внуков.

- И тебя это не удручает?
- Нет! Они у меня компьютерщики, а так как я мало разбираюсь во всем этом и терпеть не могу Интернет, то я для них - человек из прошлого. Но когда у них бывают какие-то жизненные проблемы, то к кому они идут? К деду!

- Тебе ближе забег на короткие или на длинные дистанции?
- Когда в какой-то момент моей жизни мне пришлось уехать в Москву, чтобы работать метростроителем, то я понял, что и длинные дистанции мне по плечу. Надо было кормить семью, и я оставил сцену, чтобы работать по 12 часов под землей отбойными молотками... Что касается коротких дистанций, то я был бы счастлив поставить и сыграть роль за 2 недели, но это невозможно - даже когда ты все понял в своей роли и уже готов выйти на сцену, приходится мучительно долго ждать, пока остальные "догонят" свои образы.

- Когда ты идешь по жизни, ты смотришь в зеркало заднего вида?
- Никогда! Я смотрю только веред.

- А вдруг сзади кто-то обгоняет?
- Я буду только счастлив! Я часто говорю молодым артистам: уважайте меня вне сцены, на сцене я хочу получить такую реплику, от которой я бы растерялся. Но, увы.

- Карен, этот стакан воды наполовину пустой или наполовину полный?
- Наполовину полный!

- Если бы ты умел рисовать, что бы ты, в первую очередь, изобразил бы на пустом холсте?
- Цветы.

- Не ожидала...
- Знаешь, я как-то видел картину - к сожалению, не помню имя художника - и там были изображены удивительно злые цветы. Можешь себе представить злые цветы? Цветы могут выразить абсолютно все, а уж когда они увядают - это вообще особая философия.

- Есть ли у тебя "козырная карта" в рукаве на все случаи жизни? Может быть, юмор?
- Скорее, самоирония. Всегда лучше опередить и сказать все самому, и другим уже ничего не останется к этому добавить.

- Кем ты себя видишь на футбольной площадке?
- Только вратарем: я не люблю, когда на меня нападают сзади - я предпочитаю держать удар.

- Сколько раз ты измеряешь, прежде чем отрезать?
- Нисколько. Если бы я по жизни что-то измерял, то не стал бы тем, кем я есть. Да и не женился бы, наверное, до сих пор, если бы стал примеривать да раздумывать. Когда я впервые увидел Гаяне, то сразу сказал: ты будешь моей женой. Сказал - как отрезал, и уже 40 лет об этом ни разу не пожалел.

- Что тебе сейчас не хватает в жизни?
- Не хватает книг, хотя при их обилии на сегодняшний день это может показаться странным, Но нет действительно качественной литературы, и меня это удручает. Не буду же я Донцову читать.

- Какие чувства тебе абсолютно не знакомы?
- Чувство ненависти и чувство зависти. Я никогда никому не завидовал и абсолютно уверен, что все эти инфаркты и инсульты - только от разъедающего и убивающего чувства зависти.

- Ты можешь ударить первым?
- Первым - нет, несмотря ни на что, но если я отвечу!...

- А если говорить фигурально - ударить словом?
- Как актер я прекрасно знаю силу слова и уверен, что словом можно убить. Лучше обматерить человека, и он на это не обидится, чем сказать ему одно слово, которое действительно его уничтожит. Удар словом - это не удар, это элементарная подлость.

- Хоть ты и стал более терпимым, но насколько сейчас наполнена твоя чаша терпения?
- Она у меня бездонна.

- Может, она у тебя просто протекает?
- Нет, скорее, у нее есть выпускной клапан. Я никогда не коплю обиды и негатив - взрываюсь по мелочам, выпускаю пар, и на этом все заканчивается. Даже мои внуки говорят: "Деда, когда ты кричишь, ты совсем не страшный".

- Чего никогда не должен позволять себе мужчина?
- Он никогда не должен оставлять своих детей, несмотря ни на какие семейные и жизненные ситуации. Если мужчина взял на себя ответственность и заимел детей, он просто обязан поставить их на ноги и довести хотя бы до возраста совершеннолетия.

- Что ж, подводить итоги мы еще не будем, тем более что у тебя пока даже нет звания.
- О, этот вопрос волнует очень многих! Все меня подзуживают: Карен, почему ты этим не занимаешься? А как я должен этим заниматься? И зачем заниматься тем, что тебе все равно положено и, рано или поздно, тебя найдет? Лучше быть артистом незаслуженно не заслуженным, чем незаслуженно заслуженным.

март, 2008 г.

P.S. Спустя несколько дней после выхода интерьвью Карену Джангирову было присвоено звание Заслуженного артиста Армении.
Карен Джангиров
Карен Джангиров
Яндекс.Метрика
Использование  материалов с данного сайта допустимо только с разрешения автора.
Дизайн и верстка сайта - А. Казарян
Copyright© 2006-2012 Your Website  Inc. All Rights Reserved.
Нравится
0
И тогда ты вернешься...