АРМЕН АТАНЯН
АРМЕН АТАНЯН:
ИСЦЕЛЕНИЕ ТУПОСТИ



"Исцеление тупости" - название одной из работ известного армянского художника Армена Атаняна. Его биография и творчество, несомненно, заслуживают внимания и более близкого рассмотрения, хотя сам художник предпочитает, чтобы на его работы смотрели издали.

- Посмотрите отсюда… Что вы видите? - сразу спросил меня художник.

Вижу я картину, которую можно изучать с разных ракурсов неисчислимое число раз. И не потому, что не сразу видно все мастерство художника, а потому, что в его картинах - очень много образов. Основная линия видна с первого взгляда, но если присмотреться, то нa полотне обнаруживаешь много-много лиц, каждое из которых интересно не меньше, чем главная тема.

О ВРЕМЕНИ И О СЕБЕ

Армен Атанян родился в 1960 г. в семье художников, и династия продолжается по сей день. Называет себя художником-монументалистом, но живопись - не единственное его творческое самовыражение. Много лет занимается керамикой, которую любит не меньше своих картин; в 1989-1990 годах основал и возглавил один из первых факультетов моделирования одежды в Армянском Открытом Университете; сейчас работает в производстве замковых блоков из природных камней. Участник более 120 международных и республиканских выставок, на его счету - 12 персональных выставок в ЮАР, Польше, Германии, Бейруте… В перечисляемом списке я не нашла Армению.

- А персональной выставки на родине у меня еще не было, - спокойно констатирует  художник.

- Отчего так? Банальные бюрократические препоны или нехватка средств?
- Банальная нехватка времени! А что касается остального… Знаете, не устаю удивляться, насколько у нас поверхностное восприятие культуры. Никто не осознает, какое это мощное оружие, ведь посмотрите: американцы своим кинематографом покорили мир! Но культура - это не только виды искусства, но в это понятие, на мой взгляд, входит и безопасность страны, и здоровье ее граждан… Например, когда к Шарлю де Голлю входил министр культуры - президент вставал. И пока мы не научимся именно так относиться к культуре нашей, национальной, - ничего путного из страны не выйдет. Но это тема отдельного и долгого разговора, - прервал сам себя художник и подошел к незаконченной работе на мольберте.

Входя в мастерскую Армена Атаняна, взгляд неизменно начинает блуждать по полотнам, выполненным в совершенно разном художественном стиле и цветовой гамме. Есть у художника и другие, не менее интересные темы в творчестве, но все-таки образ женщины - превалирующий.

- Откуда такое разнообразие цвета и художественного выражения? Оно осознанно и имеет какое-то объяснение?
- Абсолютно никакого - все это чисто субъективно и непреднамеренно. Посмотрите: первые работы, например, выполнены в коричневых тонах, потом идут только оттенки черного, далее - "африканский цикл" в ярких тонах, и картины более позднего периода, выполненные если не в том же стиле, то почти в той же цветовой гамме. Сейчас я как будто снова возвращаюсь к истокам - к своим коричневым тонам.

Незаконченная работа на мольберте, а на противоположной стене совсем "не его" картина, которая называется "Армянская Мона Лиза". Невероятно пронзительный образ,  казалось бы, без характерных для традиционной Джоконды черт…

- Я написал ее по памяти, - говорит художник. - Запомнил образ и воплотил его. Это реальная женщина, которую я видел лишь однажды.

- В основном вам позируют, это абстрактные образы или конкретные лица, запечатлевшиеся в памяти?
- Мне никто не позирует. Хотя это необходимо, чтобы, как говорят, "рука не костенела". Художнику периодически нужно рисовать конкретную натуру, но я пока не испытываю в этом необходимости. Мне достаточно запомнить образ, и я смогу изобразить его на холсте даже без присутствия его обладателя.

Художник показывает "Потрет матери", которую он, к сожалению, даже не помнит… Но, по своим собственным ощущениям, по схожести родных по женской линии, вобравших в себя ее черты, он воссоздал очень похожий портрет. Портрет реалистичен и правдив - и, наверное, в данном случае, это будет высшая оценка для художника.

Много в мастерской Армена Атанесяна  картин незаконченных, на которые он смотрит каждодневно, но пока "рука не поднимается" их завершить.

- Как долго обычно пишется картина? Для вас - это мгновенный взлет вдохновения или долгая кропотливая работа?
- Когда как. Вообще я пишу быстро, как говорится, "по горячим следам". Картину можно закончить за два часа, но есть у меня работы, которые лежат уже два года - и я не знаю, что с ними делать. Постоянно возвращаюсь к ним, но если понимаю, что пока не в силах нанести последний штрих - то оставляю до поры, пока я для нее (или она для меня) не "созреет".

На взгляд извне  завершать в этих картинах нечего, но художник непреклонен:
- Нет, что-то еще должно быть... Пока не знаю, что… Но, если я не поставил под картиной подпись - знайте, что она еще не готова.

- Однако для логического завершения картины нужно, наверное, не только поставить подпись, но и как-то ее назвать...
- Да, но для меня дать название картине гораздо сложнее, чем нарисовать ее, - улыбается художник. - Это тоже последний, и далеко не маловажный штрих. Чаще всего именно с этим возникает сложность. Я приглашаю друзей, и они предлагают варианты. Хотя подпись моя появляется до этого - когда понимаю,  что на этот раз "все, что мог, я уже совершил".

Но словесное обрамление картин, выбранное при помощи друзей, однозначно нравится и самому художнику, ибо он с удовольствием озвучивает наименования: "Яблоко раздора" - название больше символическое, ибо картина посвящена территориальному раздору, столь актуальному для Армении; "Рай в аду" - картина с женскими образами, казалось бы, совсем не предвещающими адские муки; или "Черное солнце" - философская картина, не нуждающаяся в комментариях.

- Бывают ли расхождения вашего мнения с мнением критиков или публики? Вам лично нравится в своем творчестве одно, а им - другое.
- Очень часто! Я пишу каждую картину в ее собственном стиле - именно так я могу изобразить захвативший меня образ, и никак иначе! Но даже люди, знающие меня много лет, не могут порой воспринять это адекватно. Некоторые просят меня, например, "отойти от реализма" и писать новые картины именно так, как написаны другие, понравившиеся им. Но любая картина - это борьба, и в ней каждый раз побеждает свой стиль и свои краски.

И действительно: "Армянская Мона Лиза" без ее выверенного реализма не выглядела бы так впечатляюще, если была бы написана в ином, например, абстрактном, ключе.

- Но это нормально! - продолжает художник. - Невозможно одинаково привлечь внимание ко всем ракурсам своего творчества. Вот посмотрите: на выставках вам западает в память либо самое хорошее полотно, либо самое неудачное. Усредненные картины, даже технически хорошо выполненные, как правило, не запоминаются. И в этом, на мой взгляд, самое главное предназначение искусства -  всегда задевать зрителя за живое, даже если это не совсем в позитивном, с вашей точки зрения, ключе.

ЧЕГО ХОТЯТ ЖЕНЩИНЫ

- Однако вернемся к женщинам - в жизни и живописи. Мел Гибсон в одноименном фильме пытался выяснить: "Чего хотят женщины". Для вас это вопрос разрешимый или все еще риторический?
- Это вопрос,  ответ на который не будет дан никогда. Допустим, есть 10 типов мужчин. Но женщин, к примеру, 36580.., то есть 36580.. типов красоты, обаяния, мышления и поведения. Для меня нет общего знаменателя.  Да, есть женщины, схожие по внешнему облику, мышлению, манерам, но обобщающих категорий, по-моему, не существует: для меня все они - неповторимы. И как можно понять женщин, особенно живущих в разных частях планеты? Даже стереотипы мужского поведения, которые, например,  адекватно воспринимаются в одной стране, могут совершенно не сработать в другой. Вот для француженок то, что мы называем "ухаживание" - ничто иное, как ни к чему не обязывающее общение. И не важно, что вы оказываете ей все существующие знаки внимания и тратите уйму времени. В Америке же, наоборот, женщина нередко берет инициативу в свои руки, и если вас приглашают вместе посидеть-пообедать, то надо сделать из этого соответствующие для себя выводы. Но тут дело не только в разности восприятия и культуры, а в том, что понять женщин совершенно невозможно!

- Вы рисуете женщин уже более 20 лет… На ваш взгляд, произошли ли какие-либо изменения за это время - конкретно, в армянских женщинах?
- Нет. Никаких особых изменений я не заметил. Если это настоящая женщина, то она неизменна всегда, везде и во все времена. Но меня обескураживают некоторые "новые веяния", например, у наших юных девушек. Появилось что-то совершенно наносное, либо очень модное, что не соответствует моему пониманию не только армянской женщины, но и женщины вообще. Погоня за обеспеченными мужчинами, совершенно им не соответствующими; беспредельная свобода отношений, не только без общеморальных, но и без сугубо внутренних ограничений… Я это не приемлю.

- Бывает ли, что женщина может заинтересовать вас как художника, вас может привлечь ее образ, но как человека она оставит вас совершенно равнодушным - и наоборот?
- В основном, нет. Я просто не смогу проникнуться желанием написать портрет женщины просто как какой-то характерный образ - и ничего более. На всех моих картинах ведь очень редко изображены конкретные лица. И если они изображены - то это именно те, которые задели меня "за живое". А если уж я пишу собирательный или абстрактный образ - то  пишу именно то, что мне близко и как человеку, и как художнику.

- Возможно ли вообще подобрать "чисто женскую" палитру? Краски, штрихи…То характерное, что не встретишь на других по тематике полотнах?
- Невозможно. Краски появляются сами - в любой комбинации, и тут нет законов или особенностей. Вот посмотрите: этот портрет женщины написан практически только в коричневых тонах, а этот - яркий и многоплановый. И можно ли определить, в каком из них меньше эмоций или правдоподобия?

Действительно, определить это невозможно. Строгий реалистичный однотонный портрет - и просто буйство фантазии и красок на другом. Изобразить этих двух женщин в противоположном ракурсе или цветовой гамме - значит, просто превратить искусство в искусственность.

ЖЕНЩИНЫ - ОНИ И В АФРИКЕ ЖЕНЩИНЫ

- Я поехал в Йоханнесбург  для организации выставки, - продолжает рассказ художник, раскладывая на столе фотографии своих картин. - К сожалению (я бы сказала, к счастью - прим. автора), оригиналы показать не могу, ибо 70 процентов моих картин были проданы в одной из самых престижных галерей - First gallery. Считается, что в таких случаях продажа 35-40 процентов картин - уже успех. Потом я работал  в Palace Hotel и готовил для них керамические вазы.

Вазы невероятно красивые, почти на всех них присутствует африканская тематика. Конечно, не обошла эта тематика и живописное творчество Армена Атаняна того периода. Картины выполнены в совершенно другой, яркой и красочной палитре, а некоторые даже в стиле легкого абстракционизма.

- Писать Африку иначе и не получится, - говорит художник. - Но знаете, там, несмотря ни на что, я невероятно остро чувствовал недостаток вдохновения. Все-таки художники из стран, где есть фундаментальная культура, не смогут полноценно творить на чужой почве - ростки будут не те. Краски на этих картинах, конечно, яркие, но, на мой взгляд, холодные. Все же духовную пищу каждый художник должен получать на своей земле.

Слушая рассказы Армена Атаняна о своем пятилетнем пребывании в ЮАР, создавалось впечатление, что он вполне может написать не только картины, но и этнографический труд об этой стране.

- В ЮАР живет 28 национальностей из разных африканских стран: 52 млн. человек, 7 млн. белые, остальные - зулусы, "буры", бушмены…

Не удержался художник и от цветовых и композиционных характеристик:

- Женщины-бушменки - светло-коричневые, но есть и иссиня-черные - это выходцы из Мозамбика и Нигерии. А у зулусских женщин весьма своеобразная фигура: очень вогнутся поясница. Так как эта особенность была обнаружена еще на скульптуре Черной Венеры, то, видимо, это сложилось исторически. А может, и потому, что девочки с подросткового возраста носят на спине младших детей в семье, и чтобы их удержать, нужно давать им дополнительную опору, выгибаясь в пояснице и выпячивая назад нижнюю часть тела.

Однако на картинах "Африканского цикла" в основном только лица и верхняя часть туловища, и мне не удалось воочию лицезреть эту особенность зулусских женщин. Посему пришлось прервать поток познавательной информации и поговорить об аналогиях:

- Есть вообще какое-то сходство между нашими и африканскими женщинами или, наоборот, разительные отличия в поведении и семейном укладе? Уместно ли вообще это сопоставление?
- Я уже говорил, что в ЮАР живет очень много национальностей и создать собирательный образ африканской женщины очень сложно. Но в целом все так же, как везде: люди встречаются, создают семьи, разводятся…У черных среднего класса слово мужчины в доме - закон. Все заботы о семье и быте берет на себя женщина. Страна христианская, но мужчинам разрешено иметь (пусть не всегда официально) несколько жен - но это было исторически необходимо для увеличения числа черного населения. В последние годы много кормильцев уезжает на заработки далеко от дома. И, естественно, рано или поздно у них появляются другие семьи.

- Пока все совсем, как у нас. А что женщины?
- Все индивидуально. В целом страна, так сказать, свободных нравов, хотя среди черного населения все еще строго блюдут традиции семьи и патриархата. Что же касается белых женщин, то они - сама эмансипированность и раскрепощенность. Но нередко не отстают от них и коренные африканки, для которых, кстати, весьма притягательны европейские и белые мужчины: для улучшения генофонда.

- Ну, чего не сделаешь для улучшения генофонда - вот что значит все логично обосновать… Вы много путешествовали: какие женщины произвели наибольшее впечатление?
- Испанки. Они красивы, свободны и темпераменты!

Правда, картин с изображением испанок я у художника не обнаружила, но наверняка они просто явились дополнительной творческой подпиткой.

- Кстати, о вдохновении и позывов к творчеству. Это сугубо внутренний настрой или все же что-то извне?
- И то, и другое. Бытует мнения, что художник должен творить ежедневно: запираться в мастерской и света белого не видеть. Я так не могу. Моя мастерская - это не только главное сосредоточение моего творчества, но и место, где я могу общаться с людьми. Конечно, есть для меня и множество других средоточий общения: нелюбимые мной "тусовки" и всякие мероприятия... Но они мне необходимы. Иначе от полного уединения даже в стенах  мастерской мой источник вдохновения просто иссякнет. Накапливается материал - и только тогда я могу временно забросить светское общение,  полностью отдавшись живописи. И прилив творческих сил не зависит, например, от сезона или времени года, хотя лично я больше люблю лето. Не зависит это и от каких-то иных воздействий, которым нередко подвергнуты многие - важнее всего погода и атмосфера, которую создаю я сам. Но с другой стороны, это только кажется, что творческие люди совершенно далеки, например, от политики и не замечают, что происходит вне стен их мастерской. Я замечаю все, и не могу на это не реагировать. А так как все происходящее в Армении вселяет мало оптимизма, то это никак не может не влиять на вдохновение.

- Значит, бывают и моменты творческого застоя…
- Конечно! Но последние 3 месяца я очень плодотворно работаю.

- 3 месяца назад, кажется, еще была лютая зима… И неужели что-то так существенно изменилось в стране?
- Нет, конечно - изменилось во мне лично.  Все последнее время я черпаю вдохновение от самого субъективного, и одновременно самого объективного источника - от женщины.

Видите, круг замкнулся. И замкнулся опять на том, с чего был начат, - с образа женщины. Конечно, "Театр теней" оттеняет развешенные на стене портреты; "Яблоко раздора" на этот раз не поссорит красивых женщин с картины "Рай в аду" и только "Армянская Мона Лиза" продолжает смотреть на прислоненное к стене напротив "Исцеление тупости". Смотрит спокойно, с еле заметной улыбкой, но очень пронзительно, как бы ожидая, когда же, наконец, это исцеление наступит.

август, 2007 г.
Армен Атанян
Для увеличения нажмите на фото
Для увеличения нажмите на фото
Для увеличения нажмите на фото
Для увеличения нажмите на фото
Яндекс.Метрика
Использование  материалов с данного сайта допустимо только с разрешения автора.
Дизайн и верстка сайта - А. Казарян
Copyright© 2006-2012 Your Website  Inc. All Rights Reserved.
Нравится
0