АРМАНДЕС
(ARMANDES)
АРМАНДЕС:
МАГИЯ КРАСОК, МАГИЯ СЛОВ…


Мой сегодняшний разговор с очень интересным человеком: художником, поэтом, психологом, музыкантом и даже немного парфюмером по имени Armandes.  При таком обилии талантов и разносторонних интересов Armandes сумел определиться и выбрал для себя главное - живопись. Окончив Академию искусств в Москве, он, спустя  несколько лет вернулся в Ереван и посвятил себя живописному искусству.



Перейти в галерею работ

О созидательной печали и поиске

- Долго ли вы искали свой путь в творчестве и в жизни?
- Сколько себя помню, я рисовал, но осознание этого пришло 10 лет назад, так как до этого я искал себя в других сферах - в частности, хотел стать психологом.  Но наступил момент переосмысления, и я понял, что мое призвание - в другом. И я счастлив, что нашел, наконец, свой путь.

- К этому был какой-то толчок?
- Он был изначально. В каждом человеке есть много второстепенного, разных примесей, и есть главное, которое рано или поздно должно проявиться. Трудно определить, какой именно толчок послужил этому - это, скорее, некие химические процессы, происходящие в душе и чувственном мире человека. Это происходит спонтанно: возникает желание написать картину или сесть за пианино. У меня есть и музыкальное образование, так как в какой-то период своей жизни я хотел стать пианистом. Помимо этого, я пишу эссе, стихи и уже выпустил несколько сборников своих стихов.

- Разносторонняя вы личность!
- На самом деле, при кажущейся сумбурности моих увлечений, именно эти разные направления помогают мне выражать свои эмоции по-своему в каждом конкретном случае. То, что меня волнует и беспокоит, я выражаю посредством стихов, другие эмоции - посредством красок и холста, третьи - при помощи музыки. Получается, что для каждого чувства и переживания - свои способы выражения. Я не могу себя ограничивать, к примеру, только живописью.

- Разве живописью можно себя ограничить? Это такой мир, где, по-моему, нет и не может быть ограничений в выражении эмоций.
- На самом деле, они есть. Например, бывают ситуации, когда лучше выразить свои чувства не на холсте, а словами, ведь магия слов очень сильна.

- А можно ли одни эмоции выражать и посредством  красок, и посредством слов?
- Это спонтанный процесс, его трудно конкретизировать: внутри себя ты чувствуешь, что в данном случае необходимы именно слова, а не краски. Люди искусства - это люди, приближенные к Богу, и творят, неся положительную энергетику. Конечно, есть и пласт негативных эмоций, но истинному искусству это не должно быть присуще. Продукт творчества - это самопроизвольный продукт, который нельзя запрограммировать или отследить момент его появления, но негатив нужно исключать во всех случаях. Любое творческое воодушевление должно быть подчинено созидательной цели. И если, к примеру, в живописи что-то не получилось, я обращаюсь к слову. Все, что меня гложет и тревожит, я должен выразить - одним из доступных мне способов.

- Гложет-тревожит… разве в этом не заключен негатив?
- Нет, я не говорю о негативных эмоциях в данном контексте.

- Ну, это не обязательно должно быть что-то разрушительное - наподобие злости  или ненависти. Например, вас гложет печаль… Не вижу ничего позитивного.
- Печаль - это созидание, и она может подтолкнуть к чему-то светлому. Если человеку чужда печаль, то это означает, что он живет на автоматизме, и для него непостижимы глубокие чувства. А что касается разрушительных чувств и их отображения в живописи, что встречается у некоторых художников, - то, на мой взгляд, это некое несовпадение  своих эмоций и несогласия с самим собой и с этим миром.

"Армяне к солнцу гораздо ближе…"

- Вы прожили несколько лет в Москве. Типично армянский вопрос: почему вы вернулись?
- Российский менталитет мне не очень близок, и мне в России не очень комфортно. К тому же, когда смотришь на горизонт и не видишь гор, ты себя чувствуешь незащищенным. В России солнце очень далеко от земли, а армяне к солнцу гораздо ближе. Я думаю, что там, где человек родился, он и должен жить - ведь неслучайно он родился именно здесь, этому ведь что-то сопутствовало. Я очень люблю Армению - понимаю, как банально это звучит, но подтекст очень глубокий, его даже не выразить словами. Я связан с Арменией некими невидимыми нитями… Конечно, я здесь вижу  много негатива для человека искусства. В России, например, этого нет: по большому счету, там никто никому не нужен, каждый живет сам по себе, поэтому очень не хватает эмоций, которые должны быть между людьми. Когда прислушиваешься к темпу и ритму жизни в России, понимаешь, что это какая-то механика. Здесь этого нет, но есть другое: какая-то серость, которая очень мешает.

- Какой краски сейчас не хватает Армении?
- Думаю, краски чувственности. Люди у нас очень эмоциональные, но они не умеют проявлять своих эмоций, нередко просто заглатывая их или выплескивая совсем не так, как это нужно. Я не вижу в людях некой "золотой середины".

- А разве можно придерживаться "золотой середины", когда речь идет о чувствах?
- "Золотая середина" должна быть между злом и добром. И эти понятия мы должны связывать с Богом, чтобы понять, что такое хорошо и что такое плохо. Не надо впадать в крайности - добро и зло придумано людьми и для людей - нужно только видеть свой путь, ради которого мы и приходим в этот мир. Конечно, среда оказывает свое влияние, особенно на молодежь, и часто молодые люди теряют ориентиры.
- Вам лично удается абстрагироваться от среды и от происходящего вокруг - хотя бы ради творчества?
- Если даже это и происходит, то только для того, чтобы остановиться и подумать, что ты сделал в этой жизни и куда двигаться дальше.

О творчестве

- Когда художник чувствует, что иссяк на каком-то этапе своего творчества, где он берет эмоциональную подпитку?
- Художники, так или иначе, вдохновляются, и этой подпиткой может служить опять же творчество. Можно посмотреть картины любимых художников и увидеть в них нечто, что не замечал раньше - какие-то линии, изгибы. Это и становится толчком для дальнейшего творчества.

- Значит, вдохновением для творчества служит само творчество. А можно ли заряжаться позитивом от окружающих людей, или это намного сложнее?
- Это действительно сложнее, потому что вокруг очень мало внутренне раскрепощенных людей, обладающих нужной для тебя энергетикой. Проще получить эмоциональный толчок от прочитанных слов, и я всегда говорю, что магия слов сильнее даже, чем магия красок. Я очень люблю Поля Элюара - у него очень много необычных сочетаний слов, которые рождают образы. Он часто пишет о печали и одиночестве, но они не угнетают и не разрушают - в них заложена надежда. И даже если ты сейчас одинок, то все может измениться, и ты найдешь свою вторую половину. Ведь любовь и есть главный стимул для того, чтобы создавать и творить.

- Вы пишете картины в самых разных жанрах - какой из них вам наиболее близок?
- Сюрреализм. Это очень интересное течение, подразумевающее сверхреальность: наши сны, мечты, фантазии и подсознание. Это направление, дающее, пожалуй, наибольший простор, так как наши фантазии безграничны и неиссякаемы. Я думаю, остальные жанры - романтизм, импрессионизм - уже иссякли: можно рисовать в этом стиле, но сказать и выразить что-то свое достаточно сложно. 

- Существует ли некий антураж, абсолютно необходимый для творчества?
- Да, это запахи! Я в свое время привозил из Москвы эфирные масла, различные компоненты и создавал собственные запахи. Так что я немного и парфюмер, и если улавливаю нужный аромат, то аура для творчества создается сама собой. Хороший аромат состоит из нескольких сотен компонентов, и каждый компонент - это отдель-ная эмоция. И все они действуют на психику, становясь стимулом для того, чтобы взять в руки кисть.

- Вы суеверный человек?
- Я верю, скорее, не в приметы, а в знаки. Я не думаю, что мы пришли в эту жизнь и оказались брошенными - мы продолжаем получать знаки  от того, кто нас создал, просто нужно уметь их распознавать. И чтобы суметь их разглядеть, нужно внутренне очиститься. В такой плоскости, как искусство, тоже есть свои знаки, ведь для чего-то же пишутся картины, рождается музыка? Художники уходят и оставляют после себя только то, что сотворили, и я думаю, что это есть некая зашифрованная информация о Боге и о жизни.

Блиц-опрос на детекторе лжи

- До какой степени вы готовы раскрыться перед окружающими людьми? Не согласились бы, фигурально выражаясь, пройти проверку на детекторе лжи?
- Почему бы нет, просто не всякую правду и степень искренности наше общество готово переварить. Так что вопрос не в том, что я что-то скрываю, а в том, что люди не хотят многое слышать, понимать и принимать.

- Вы творите на сплошных эмоциях, а хватает их и на повседневную жизнь?
- В быту я как раз очень логичный и последовательный в своих поступках и мыслях человек. Просто мне удается сочетать реальную жизнь с эмоциями и миром красок, слов, запахов….

-  А также с миром чувственности, любви и женских образов.
- Естественно, ведь чувственность - это и есть женское начало. Франсуаза Саган как-то сказала, что любовь - это трение одного эпидермиса о другой, но я не считаю, что все настолько приземлено.

- Да, Саган явно погорячилась…  Кстати, а цвет раздражения и агрессии - он какой? Только не говорите, что красный!
- Да, агрессию часто окрашивают в этот цвет, и это легко объясняется на физиологическом уровне. Красный цвет действует на сетчатку глаза, в результате поднимается давление, происходит выброс адреналина и появляется агрессия. Поэтому я все же соглашусь с общепринятым мнением, что цвет агрессии - красный, хотя для меня он больше ассоциируется со страстью.

- А страсть и агрессия как-то совместимы друг с другом?
- Более чем совместимы, по-моему, это практически идентичные понятия. Вообще, без красного цвета было бы неуютно жить.

- А есть ли цвет, без которого можно обойтись в жизни или  в искусстве?
- Нет ни одного цвета, который можно было бы исключить из палитры. Они все взаимосвязаны, и все они по-своему незаменимы. Хотя рисовать одним цветом тоже очень интересно - у Пикассо, например, был "голубой" период, "розовый" период".

- Пикассо трогать не будем, а вот о Леонардо да Винчи хотела спросить: вы тоже считаете, что Мона Лиза - величайшее произведение мировой живописи?
- Я думаю, это все лишь пи-ар, который длится годами и массово насаждается.

- Насколько в восприятии человека важно лицо, глаза, мимика? Может, вполне достаточно красок, слов и запахов?
- Оно важно лишь тогда, когда ты проникаешь в душу человека. Модильяни рисовал людей без глаз, и впервые обрисовал его очертания, только когда встретил свою вторую половину. И это самое главное - идти по жизни не в одиночку и уметь видеть лица людей. 

сентябрь, 2008 г.

Перейти в галерею работ
Армандес и Никос Софронов
Яндекс.Метрика
Использование  материалов с данного сайта допустимо только с разрешения автора.
Дизайн и верстка сайта - А. Казарян
Copyright© 2006-2012 Your Website  Inc. All Rights Reserved.
Нравится
0