АФОРИЗМ, ИЛИ ЖАНР ДЛЯ УМНЫХ И ЛЕНИВЫХ
АФОРИЗМ, ИЛИ ЖАНР ДЛЯ УМНЫХ И ЛЕНИВЫХ
Если коротко, афоризм, на мой взгляд, - это жанр для умных и ленивых или нетерпеливых и талантливых. Нетерпеливых - потому что абсолютно не хватает нервов высказать свою мысль больше чем в одной фразе, а талантливых (объясняю, чтобы не коробило это слово) - лишь потому, что они близко знакомы хотя бы с одним из родственников "незаурядного семейства" - краткостью.

Можно ли сказать обо всем на свете одной фразой? Поверьте, можно. Вообще, по-моему, самые судьбоносные слова на свете (чего бы они ни касались) можно уместить в одном предложении: "Я люблю/не люблю тебя", "Я ухожу от тебя", "Уже ничего нельзя сделать", "У тебя есть еще один шанс" и т.д. Все остальное - это лишь фон, который призван смягчить эффект от главных слов, с которыми всем нам, так или иначе, приходится в жизни сталкиваться. В связи с этим у меня как-то родился афоризм: "Только женщина может часами говорить о том, что у нее просто нет слов!". И это действительно так, потому что именно женщинам, на мой взгляд, присуще максимальное наращивание словесного "жира" на одну-единственную основную фразу.
  
Кстати, по поводу женщин и мужчин. Особенности поведения, психологии и мировосприятия двух полов являются одной из самых распространенных тем для афоризмов. И это неслучайно, потому что несовпадение, противоречие или, наоборот, гармония в каких-то вопросах знакома абсолютно всем. Как-то меня упрекнули в том, что я излишне иронично высказываюсь о женщинах в своих афоризмах. Возможно, но всегда лучше по-доброму подшутить над собой, чем рвать на себе тельняшку и говорить, что "этого не может быть, потому что этого не может быть никогда". Таким образом, для начинающих создателей афоризмов предлагаю выбрать самую благодарную почву - взаимоотношения полов. Главное, чтобы это было если не очень умно, то, как минимум, смешно.
  
Следующая распространенная тема афоризмов - это производное от вышеозначенной, а именно любовь. Придумывать афоризмы о любви может начать любой желающий, который только осваивает этот жанр. Ибо неудачные афоризмы о любви, как правило, не так бросаются в глаза, и судят их менее строго, потому что тема, сама по себе, жизненная, прочувствованная и трагическая, чтобы там ни говорили. Самое простое - это, например,  в очередной раз обыграть "любовный треугольник": афоризмов на эту тему - тьма. У меня есть один самый любимый: "Лучший выход из любовного треугольника - это идти на все четыре стороны".
  
Один из распространенных приемов для придумывания афоризмов - умение сыграть на противоположностях. Например, "Ничто так не накаляет атмосферу, как холодная война". "Накаляет" уже идет вразрез со словом "холодная", поэтому определенного эффекта этим добиться можно. Всегда можно обыграть и классические антонимы (например, пол - потолок, крыша - фундамент), так как в великом могучем русском языке, благо, есть несколько значений этих слов. Самое простое - обыграть это в варианте "Ее потолком всегда был противоположный пол", но лучше добавить в эти словесные эксперименты более глубокое содержание, например: "Когда едет крыша, то какой толк в крепком фундаменте".
  
Однако гораздо больший простор для создания афоризмов дает копание в кладези пословиц, поговорок и известных фраз. Бесконечные обыгрывания фраз наподобие "заблудшая овца", "смотрит, как баран на новые ворота", "золотая середина", "Авгиевы конюшни", "перейти Рубикон", "в тихом омуте черти водятся", "камень за пазухой", "путь к сердцу мужчины..." - это просто Клондайк для тех, кто любит придумывать свои вариации известнейших высказываний. Можно, например, их объединить в одном афоризме и обыграть по смыслу в варианте "Не превращайте заблудшую овцу в козла отпущения". Или другой пример: "На пути к сердцу мужчины можно столкнуться с какой-нибудь язвой". Всем известно, что "путь к сердцу мужчины лежит через желудок", соответственно "язва", употребляемая в данном контексте в переносном значении, приобретает и некий прямой смысл. Конечно, для адекватного восприятия подобных афоризмов необходим определенный интеллектуальный уровень и степень эрудиции: если человек не знаком с подобными перлами литературного языка, то объяснять что-то будет бессмысленно.
  
Лично мне очень нравятся экспромты и забавная игра слов, например: "Все стало на свои места, и только мы еще сидели", "Подложенную нам свинью мы ели долго, с аппетитом" или "Супруги разошлись. Пока по разным спальням". По-моему, именно подобные словесные "шалости" и есть максимальная концентрация мысли. Удаются они или нет - вопрос другой.
  
Кстати, об удачах. Афоризм, как и любую словесно выраженную мысль, можно подвергать редактуре и оттачивать. Это только кажется, что он рождается мгновенно и именно в том виде, в каком предстает затем читателю (хотя бывает и такое). Но если написанное не вызывает удовлетворения, лучше оставить мысль до лучших времен или забыть о ней окончательно, не боясь перечеркивать свои неудачи. Это вполне нормально, что не каждая наша мысль достойна того, чтобы быть выставленной на всеобщее обозрение, но об этом, к сожалению, забывают некоторые авторы. Афоризмы не терпят количественного подхода: их, как и детей, не следует множить только ради процесса.
  
Если есть сомнения по поводу того, что стоит, а что не стоит фиксировать на бумаге, всегда лучше спросить мнение других людей. Я всегда делюсь своими новыми мыслями с друзьями и близким человеком, и если мгновенной реакции не поступает, то обычно без жалости перечеркиваю написанное. Иногда мне говорят: "Мысль есть, изложение не то" - и тогда сама мысль записывается и оставляется до лучших времен. Но когда я сталкиваюсь с вопросом "В смысле?", то понимаю, что в только что придуманном афоризме, как бы он ни нравился тебе самой, есть глобальная недоработка.
  
Объяснение "Ну, я имела в виду, что..." - это изначальный провал. Объяснить то, что вы хотели сказать афоризмом, вам никто не даст - ну разве что, в комментариях или в личной беседе. При всей неповторимости направлений и многообразия мыслительной деятельности человека в ней, на мой, взгляд, есть нечто общее. И надо в эту общую структуру попасть, иначе начинаешь сталкиваться с непониманием. Обвинять в этом читателей - это последнее дело, обвинять надо себя. У каждого человека есть свое, личное и прочувствованное, но где гарантия, что оно близко всем? По поводу своих личных переживаний и опыта можно написать новеллу, рассказ, роман, но если у тебя созрел афоризм, будь добр внести в него коррективы, позволяющие попасть в категорию "общечеловеческий опыт".
  
Одно из самых распространенных обвинений в адрес афористов - это плагиат: "мы это читали", "что-то подобное говорил Руссо/Ларошфуко". Дорогие мои, дело в том, что одна и та же мысль и похожее обыгрывание одних и тех же фраз присуще многим, кто работает со словом. Если есть прямое доказательство плагиата - это другое дело, но если ТА ЖЕ МЫСЛЬ преподнесена чуть иначе, даже просто со смещением акцентов - ничего криминального в этом нет, и ее можно считать самостоятельным афоризмом. Гораздо хуже, поверьте, когда на тех же сетевых ресурсах обычные анекдоты позиционируются как "Афоризм". Афоризм не должен выходить за рамки ОДНОЙ ФРАЗЫ: если это диалог, это уже анекдот, шутка, прикол и пр. Порой афоризмом называют некое развернутое повествование в целый абзац, и даже если в нем есть что-то интересное, даю голову на отсечение, что читать это никто не будет. Афоризм должен нести в себе краткую законченную мысль или хотя бы смешить, так как, на мой взгляд, грош цена словосочетаниям, возведенным в ранг афоризма, которые не вызывают даже улыбки.
  
Можно ли научить придумывать афоризмы? Не знаю, по-моему, легче сказать, как их писать НЕ следует. Но во всех случаях, мэтров среди нас нет, все мы - вечные ученики языка и жизни, поэтому чем бережнее мы будем относиться к своим учителям, тем больше они смогут нам дать.
Афоризм ессе
Яндекс.Метрика
Использование  материалов с данного сайта допустимо только с разрешения автора.
Дизайн и верстка сайта - А. Казарян
Copyright© 2006-2012 Your Website  Inc. All Rights Reserved.
0
Нравится